У подопечных столичных центров соцзащиты — арт-терапия — одно из самых популярных и вместе с тем эффективных занятий в реабилитации. Творческие достижения не только становятся мотивацией к созиданию, но и способствуют социальной интеграции. Рассказываем истории художников, которые начали свой путь под крылом Департамента добрых дел.

Рисование и занятия декоративно-прикладным творчеством — неотъемлемая часть выздоровления в Центре образования и реабилитации № 7. Задача воспитателей — с помощью цвета и красок помочь раскрыться ребенку внутренне, достичь баланса и гармонии.

«Комбинирование нескольких техник рисования позволяет воспитаннику почувствовать „вкус“ к рисованию, проявить свободу, тем самым выразить боль, страх, неуверенность в собственных силах. А также научиться проявлять свои эмоции, используя цвет и фактуру предмета, с помощью которого наносится краска», — рассказывает социальный педагог Виктория Бескороваева.

Арт-терапия часто применяется и в Центре реабилитации инвалидов «Бутово». Творчество благоприятно влияет на эмоциональный фон, развивает мелкую моторику и фантазию.

«У моей дочки Лии ДЦП и астигматизм. На первом занятии она чуть ли не лежала на листке бумаги, так как плохо видит. Но результаты у нас оказались колоссальными. Начиная с того, как она раскрылась благодаря творчеству, и заканчивая тем, какие работы сейчас создает», — рассказывает мама Лии Манушак Карапетян.

Девочка научилась чувствовать краску, плотность и текстуру, перестала стесняться фантазировать, и теперь смело предлагает свои идеи. Специалисты отмечают у нее успехи не только в творческой сфере, но и на занятиях по адаптивной физкультуре.

Олегу Коновалову 86 лет, он один из самых веселых и активных подопечных творческой мастерской Центра реабилитации инвалидов «Красная Пахра». Олег рисует с детства, его первая персональная выставка состоялась, когда ему было 16 лет. Всю жизнь он работал в традициях русской школы реализма и объездил со своим творчеством весь Советский Союз.

«На мастер-классе в центре с большим для себя удивлением обнаружил, что можно рисовать кофейными красками! Планирую использовать этот метод в зарисовке о „Красной Пахре“. Планов впереди еще много, хочу провести свой мастер—класс и выставку в центре. Как художник, я чувствую себя счастливым, когда мои работы заставляют зрителя задуматься, подарить эмоции и вызвать восторг», — рассказывает Олег Коновалов.

Дарья Осипова — выпускница Реабилитационной школы-интерната № 32. У девушки нарушение развития верхней конечности, но при этом она победитель многих международных и всероссийских олимпиад и конкурсов по рисованию. В 9 классе Дарье предстояло выбрать профессиональное направление. Для улучшения художественного мастерства, по инициативе классного руководителя девочка освоила дополнительные общеобразовательные программы по черчению и рисунку в Колледже архитектуры дизайна и реинжиниринга «26 кадр». Теперь Дарья — одна из успешных студенток-первокурсниц.

«Даша очень талантливая, интересующаяся девочка, работать с ней было одно удовольствие. Я мог предложить ей неожиданную тему, и когда она приносила готовую картину, то с моей стороны требовалась минимальная коррекция — рисунки всегда получались живыми. Мы часто отправляли ее работы на различные конкурсы, и всегда были уверены, что произведения юной художницы будут оценены по достоинству», — вспоминает учитель изобразительного искусства РШИ № 32 Максим Клещенков.

Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта верен своему названию, и главное средство реабилитации здесь — адаптивный спорт. Неслышащий десятилетний спортсмен Коля Мирасов занимается в центре уже несколько лет и делает серьезные успехи в бадминтоне. Есть у мальчика еще один талант — рисование, юноша ходит в художественную школу и успел стать любимцем всех сотрудников центра. Юный спортсмен дарит свои работы тренерам и специалистам. Натюрморты и пейзажи поднимают настроение и заряжают позитивом, поэтому в центре устроили выставку работ художника.

Ольга Иванушкина — мастер производственного обучения в Научно-практическом реабилитационном центре (НПРЦ), преподает художественную роспись по ткани. Вся жизнь женщины связана с творчеством, свой путь она начинала в качестве реставратора, а затем стала преподавателем. Во время занятий она смотрит, что у кого получается, подбирает индивидуальные техники. У творческих людей есть особенная связь «рука-голова» — они могут представить то, что хотят воплотить в жизнь. Бывает так, что у подопечных центра не всегда развита эта связь, и главная цель преподавателя — решить эту задачу.

«В творчестве, особенно изобразительном, важно всегда доводить свое произведение до конца. Именно на ошибках строится прогресс. Важно, чтобы люди могли исправить их сами, не бросали работу на полпути. В такие моменты стоит поддержать человека, показать, как надо, направить, но не исправлять ошибку за него. Не бойтесь ошибаться и пробовать новое», — говорит сотрудник НПРЦ Ольга Иванушкина.

Выпускники программы профессионального обучения продолжают совершенствоваться в росписи по ткани в интеграционных мастерских: пробуют новые техники, отрабатывают уже изученные.

Художественные работы жителей социальных домов и геронтологических центров выставляются на разных площадках: от самих организаций до современных культурных пространств, галерей и учреждений органов власти. Признание результатов труда дает авторам мотивацию развиваться дальше, а это залог успешной социальной реабилитации.

«Творчество можно адаптировать почти под любые физические или ментальные особенности. Мы не ограничиваем жителей в выборе методов и направлений. Кому-то нравится пользоваться маслом, акварелью, гуашью, карандашами. Работа руками создает дополнительный стимул заниматься лечебно-физической культурой, что особенно актуально для жителей с ДЦП или после инсультов: когда в руках карандаш или кисть, хочется больше заниматься», — подчеркивает специалист по социальной реабилитации Геронтопсихиатрического центра «Орехово-Борисово» Юлия Воробьева.

Регулярные занятия помогают нормализовать эмоциональный фон. Например, Людмиле Редькиной погружение в творчество позволяет справляться с напряжением и тревогой, скованностью, а еще проявлять индивидуальность и не чувствовать себя одинокой.

«У меня экономическое образование, но всю жизнь тяготела к творчеству. Когда переехала в центр, появилось больше свободного времени, и я увлеклась живописью и поэзией. Идеи приходят ко мне спонтанно, поэтому в моей комнате под рукой всегда бумага и карандаши, чтобы набрасывать этюды», — рассказывает Людмила.

В начинаниях женщину поддерживают сотрудники, подбадривают ее и советуют не бросать заниматься. Педагога по рисованию она не ищет, ей нравится творить свободно. Комфортные условия для самовыражения на холсте созданы в художественной мастерской центра. Здесь стоят мольберты, есть бумага и краски. Один из жителей Анатолий Митичкин, художник в прошлом, проводит лекции в необычном формате.

«Приурочиваю свои занятия к определенной дате, например, Дню города. Психолог по моей просьбе приносит распечатанные репродукции интересных с моей точки зрения картин московских художников, и я рассказываю то, что знаю о рисунках», — делится Анатолий.

До того, как мужчина потерял зрение, он много лет проработал художником. Его картины находятся в частных коллекциях в Голландии, Германии, Китае, Японии и других странах. Беседы об искусстве помогают мужчине тренировать память.

«У меня было техническое образование. Но в определенный момент я увлекся живописью. Как человек геометрии — именно направлением супрематизма. Мне важно было в каждую работу заложить идею и выразить ее через форму. Живопись позволяет соприкоснуться с душой художника, поэтому это искусство будет вечным», — рассказал мужчина.

С интересом одну из лекций Анатолия Митичкина прослушал интересующийся живописью Игорь Штериберг. Он пишет портреты желающих. Это один из способов найти единомышленников и раскрепоститься.

Для некоторых жителей с особенностями поведения полезно интуитивное рисование: когда замысел произведения рождается в процессе. Специалисты направляют художников и задают тему, например, «Зимний пейзаж», а ее воплощение остается за индивидуальным творчеством участников. Так тренируется чувство контроля над ситуацией. Оно переносится на другие сферы жизни человека, например, на общение с людьми.

«Перед занятием мы обязательно проводим нейрогимнастику, чтобы задействовать работу обоих полушарий и улучшить координацию. Так мы подготавливаем к творческому процессу разные зоны мозга и увеличиваем эффективность занятия. Интуитивное рисование подходит всем и проходит в несколько этапов: предлагаю выбрать фон, потом любую фигуру, затем цвет и так далее», — комментирует специалист Социального дома «Данки» Светлана Капцова.

В учреждениях пробуют необычные материалы для работы, например, рисование на кофе, воде, песке. Успехов в искусстве при грамотном сопровождении специалистов и упорству автора можно добиться несмотря ни на что. Это подтверждает Елена Рульникова из Социального дома «Ступино». Девушка не может управлять руками и пишет картины пальцами ног.

«Ежегодно работы Елены выставляются в художественной галерее в нашем районе, и это высокая оценка ее достижений. Чтобы достичь такого уровня, мы много занимаемся, развиваем моторику пальцев ног. У девушки полная свобода не только в творчестве, но и в быту. Например, Елена любит ходить пешком по лестнице, а не пользоваться лифтом. Пусть это дается нелегко, но важно помогать ей сохранять имеющиеся навыки», — говорит специалист Социального дома «Ступино» Ирина Соцкова.

Основная тема в произведениях Елены — природа. Чтобы расширять ее представление об искусстве, учреждение устраивает выездные экскурсии на выставки. Творчество помогает девушке отпустить внутренние переживания и сохранять самостоятельность.

Источник

Categories:

Tags:

Comments are closed