Речь — это важный коммуникативный навык, который развивается постепенно. Но бывает так, что к двум годам и старше ребенок не может заговорить самостоятельно и ему требуется помощь дефектолога или логопеда. Для малышей с особенностями развития в Москве работает общегородской сервис ранней помощи, где с семьей занимается мультидисциплинарная команда специалистов. Сотрудники реабилитационных центров Департамента труда и соцзащиты рассказывают, как в службе ранней помощи детям помогают сказать их первые слова.

В раннем возрасте общение ребенка с окружающим миром начинает строиться через близкого взрослого — в основном через маму. На первом полугодии она постепенно учится распознавать сигналы ребенка, понимать его желания, потребности. По мере взросления эти потребности расширяются, увеличивается и речевая среда: ребенок учится играть, взаимодействовать со сверстниками. Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Для формирования навыка общения необходимы контакт, мотивация и интерес к другому человеку, эмоциональная реакция на близкого взрослого и его речь, слуховое восприятие, понимание жестов и интонации.

В службе ранней помощи Реабилитационно-образовательного центра
№ 76
 на первичном приеме проводится скрининг на выявление сильных и слабых сторон ребенка. Специалисты внимательно наблюдают за малышом — как он понимает устные и жестовые обращения, подражает знакомым звукам.

«Очень важно, чтобы каждый этап речевого становления, от гуления до связной речи, проходил своевременно. Запуск речи у неговорящих детей необходим, когда в возрасте двух лет и старше ребенок не говорит вообще, произносит лепетные цепочки или несколько отдельных слов», — рассказывает Полина Медведева, учитель-дефектолог РОЦ № 76.

При беседе с родителями специалисты объясняют, как осуществляется запуск речи. Он тесно связан с практической деятельностью ребенка — с игрой и погружением в наглядные ситуации.

В отделении ранней помощи Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» во время первичной консультации специалисты вместе с родителями выясняют запросы семьи, определяют цели работы, договариваются о будущих шагах для достижения результата.

Мама Коли (имя изменено) обратилась в службу ранней помощи, когда ему было 2 года. Помимо первичного нарушения — детского церебрального паралича — и связанных с ним двигательных трудностей, маму беспокоило отсутствие речи. Коле было трудно концентрировать на чем-то внимание, он не испытывал интерес к играм и быстро утомлялся. Все общение было затруднено, потому что ребенок не мог выразить то, что хочет.

Работа с логопедом и дефектологом строилась с учетом предпочтений мальчика, на основе игр на развитие мелкой моторики и слуха, формирование указательного жеста, упражнений, направленных на развитие речевого выдоха.

Через полгода регулярных занятий со специалистами в службе ранней помощи Коля стал с доверием относиться к другим взрослым, полноценно и с интересом играть, понимать и выполнять многие просьбы, а самое главное — стал выражать свои желания устно и с помощью жестов. Мама создавала ситуации выбора во время еды, одевания и совместных игр, тем самым закрепляя отрабатываемый навык. На основе первых звукоподражаний появились и первые простые слова, короткие фразы («Мама, «дай», «тут», «помоги», «да», «нет»). Изменилась и стала более комфортной атмосфера внутри семьи.

В отделении ранней помощи Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой при составлении индивидуальной программы развития малыша участвуют множество специалистов. Но главное условие — подобрать особый подход к каждому ребенку и стать ему другом. Именно поэтому все занятия проходят в игровой форме, что исключает чувство давления и стресс.

«Иногда родители не сразу обращают внимание на то, что у их ребенка отстает речевое развитие. В большинстве случаев внимание заостряется на моторных навыках: как переворачивается, садится, правильно ли держит голову. Речь и поведение связаны напрямую, потому что когда ребенок не говорит или говорит плохо, а окружающие не понимают, что он хочет донести, то он начинает переживать, и поведение меняется в худшую сторону», — говорит Светлана Табакова, дефектолог-логопед Центра медико-социальной реабилитации имени Л.И. Швецовой

Алена, мама маленькой Ани, обратилась в службу ранней помощи в июне этого года. У Ани смешанная форма ДЦП, и к здоровью ребенка в семье всегда относились с особым вниманием, но занятия по запуску речи с другими специалистами не принесли ощутимых результатов. В Центре им. Швецовой для семьи наконец-то произошел долгожданный прорыв.

«До ранней помощи у нее были какие-то отдельные слова. Сейчас, когда мы позанимались и продолжаем заниматься, Аня начала говорить целыми фразами: например, „Хочу гулять“, „Я хочу поесть“. Для нас это было настоящим прогрессом. Буквально две-три недели — и ребенок начал говорить фразами! Конечно, мы занимались до этого дома, но тут сильные специалисты, которые сразу сумели найти к Ане подход. Может для кого-то это естественно, а для нас сказанная дочкой полная фраза — один из самых важных моментов в жизни», — делится Алена.

По словам Светланы Табаковой, присутствие мамы или папы на занятиях — одно из основных требований к родителям: «Об этом мы говорим еще на первичном приеме. С близкими малыша мы одна команда».

Посещая специалистов службы ранней помощи в Центре им. Швецовой дважды в неделю, родители Ани не прекращают занятий дома. «В связи с тем, что у дочки такой сложный диагноз, нам важно не только не допустить спастики, но и постоянно развивать речь. Занимаясь дома, мы в первую очередь ориентируемся на те знания, которые получаем в центре. Полностью доверяю специалистам, ведь у них большой опыт. Нам рассказывают, какие дочке нужны упражнения, показывают, как правильно их делать», — говорит мама девочки.

Сотрудники службы ранней помощи отмечают, что важно всеми силами избежать появления негативного отношения у маленького ребенка к речи и к занятиям в принципе. «Задача, стоящая перед специалистами и, в частности, логопедом, аккуратно исправить эту ситуацию, а для этого необходима кропотливая работа не только с малышом, но и с его домашними. Очень важно объяснить родителям, что для ребенка главное, чтобы его поняли», — резюмирует Светлана Табакова.

ИСТОЧНИК