В Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» в работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) используют визуальное расписание. Оно помогает ребенку в учебе и в повседневной жизни. Рассказываем, в чем преимущества этой методики и как пользоваться визуальным расписанием в домашних условиях.

Что такое визуальное расписание

Это планшетка с картинками или словами, обозначающими действия. Они расположены в порядке выполнения. Глядя на визуальное расписание, ребенок понимает, что и в какой последовательности ему следует делать.

«Детям с РАС зачастую трудно приспособиться к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Им важна предсказуемость. Визуальное расписание, или методика „сначала-потом“ — отличный способ донесения сложной информации детям с проблемами в понимании речи. Его часто используют в коррекции нежелательного поведения. Кроме того, ребенок видит причинно-следственные связи, понимает, что вначале идет одна деятельность, затем другая. На занятиях дети учатся переключать внимание, работать с таймером, сопоставлять карточки и соответствующие действия», — рассказывает Юлия Пронина, педагог-психолог ЦРИ «Бутово».

Кому поможет

В первую очередь визуальное расписание рассчитано на детей с РАС. Также оно будет полезно ребятам, имеющим сложности с переключением внимания, а также людям со сложностями в восприятии речи.

Как провести занятие по методике визуального расписания самостоятельно

  1. Положите перед ребенком планшетку, приготовьте карточки с изображением действий и предметы, необходимые для их совершения. Лучше начинать обучение с коротких мотивационных видов деятельности.
    Дайте первую карточку в руки ребенку, помогите прикрепить ее к планшетке и скажите: «Сейчас — пузыри». Затем дайте вторую: «Потом — поезд».
  2. Покажите пальцем ребенка на первое изображение и еще раз повторите: «Сейчас — пузыри». Поставьте таймер на короткий промежуток времени, например на 30 секунд, затем начните дуть пузыри. Как только таймер прозвенел, помогите ребенку убрать первую карточку с планшетки, комментируя: «Пузыри — все».
    Лучше заранее приготовить страницу с липучками, куда ребенок будет класть карточки с завершенным действием. Это поможет ему быстрее понять причинно-следственные связи. Пример такой страницы можно увидеть на фото ниже.



    Показываем пальцем ребенка на второе изображение, также комментируем и начинаем действие — например, игру в поезд. Убираем вторую карточку, когда время истекло. Работаем интенсивно с разными видами деятельности, постепенно убирая все подсказки.
  3. После того, как ребенок научился работать с планшеткой, можно переходить к менее мотивационным действиям, добавлять задания, инструкции, при хорошем сотрудничестве — просто показывать ребенку, что мы будем делать сначала, а что потом. Или же давать ему выбор между несколькими заданиями.
  4. Если между двумя запланированными действиями предполагается большой интервал, учитывайте это. Например, если между действиями «мы идем к врачу» и «идем в Макдоналдс» у вас должно пройти 30 минут, не стоит надеяться, что ребенок все запомнит и будет у врача вести себя хорошо. Лучше добавить в этот промежуток еще одно действие, например «играть в снежки» или «гулять». А чтобы малыш не забыл последовательность, визуальное расписание всегда должно быть у вас под рукой, например в телефоне.
    Кроме того, последствия должны зависеть от поведения ребенка, и он должен понимать эту закономерность. Иногда достаточно указать в визуальном расписании варианты развития дня при хорошем и плохом поведении. Не забывайте периодически показывать ребенку планшетку с этими вариантами. Так вам будет легче предотвратить нежелательное поведение.

Заниматься по методике визуального расписания можно дома, особенно для закрепления результата, но на начальном этапе лучше обратиться за помощью к специалисту.