С начала года в реабилитационных центрах Москвы для детей с особенностями развития уже провели более 700 занятий, которые помогают развить коммуникативные навыки. Как помочь ребенку с ментальными нарушениями научиться общаться, рассказывают специалисты столичной соцзащиты.
У Анны Бычковой четверо детей. Паша, третий ребенок в семье, родился с синдромом Дауна. Когда сыну исполнилось три года, женщина оформила опекунство над годовалым Андреем, у которого тоже диагностирован синдром Дауна. Семья обратилась за помощью в Центр медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой.
«Мы приезжаем в службу ранней помощи раз в неделю сразу на несколько занятий. Обычно это ЛФК, дефектолог, музыка, социальный педагог. Я вижу очень большой прогресс в развитии детей. Когда приходим сюда, они ведут себя и говорят активнее. Андрюшка именно здесь научился ходить. И вообще для мальчишек служба ранней помощи — это очень позитивное место, связанное с хорошими воспоминаниями и приятным общением. Специалисты могут найти подход к каждому из моих ребят», — говорит Анна Бычкова.
Екатерина Сокова, учитель-дефектолог центра, хорошо знакома с обоими мальчиками. Сейчас этап активных занятий с младшим, Андреем, и специалист отмечает у малыша хорошую динамику. Он стал лучше концентрироваться и удерживать внимание, уже через несколько занятий спокойно отпустил маму в коридор, хотя сначала не хотел даже покидать ее рук.
«Наши специалисты помогают детям с особенностями развития приобрести практические умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Один из важнейших навыков — взаимодействие как друг с другом, так и со взрослыми. Общение — это своего рода ключик к значительному повышению качества жизни в дальнейшем. Именно поэтому навыкам и особенностям коммуникации мы уделяем много внимания», — подчеркивает Екатерина Сокова.
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 обучаются дети с ментальными нарушениями. На занятиях с педагогом-психологом ребята учатся общаться с помощью различных коммуникативных техник и арт-терапии. Одно из любимых занятий у них — сказкотерапия. Играя, общаясь и изображая героев сказки, дети учатся выражать собственные мысли и эмоции и слушать другого, пытаются встать на его место, понять его чувства. Кроме того, такой вид терапии развивает воображение, фантазию и мелкую моторику.
«Для ребенка с симптомами расстройства речи необходимо подбирать такой набор слов, который он сможет использовать каждый день. Я предпочитаю сначала расширять словарный запас через предметы и явления, которые окружают нас каждый день, — названия продуктов питания, игрушек, любимых мест. После к ним добавляется глагол, и получается первая фраза. Также очень важно помнить о том, что мамы и папы — самые близкие люди для своих детей. Поэтому важно обучать альтернативной коммуникации не только ребенка, но и родителей», — рассказывает Мария Сильченко, логопед Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово».
Важность и эффективность своевременных занятий со специалистом можно проиллюстрировать примером маленького пациента Дениса. У мальчика нарушена речь, он говорит неразборчиво, не выговаривает и пропускает согласные звуки. Денис хочет общаться, но его не понимают, и это вызывает самоагрессию.
На занятиях педагог сначала сопровождал свою речь жестами, указывал на предметы, о которых говорил, затем подключил карточки. Например, чтобы сказать «сейчас будем смотреть кино», он делал жест «смотреть» и показывал карточку «кино». Денис внимательно смотрел на педагога, повторял за ним и постепенно овладел навыками альтернативной коммуникации. Теперь он может в понятной форме сообщать о своих желаниях, и окружающие его понимают. В результате у мальчика снизился уровень тревожности, и выровнялось поведение.
Свежие комментарии